Лесков Л.В. Примет ли нас XXI век. Предвидение в диалогах

УДК 338.97.009<20>
ISBN 978-5-98597-111-8
М.:«Издательство МИСК», 2009.

Оглавление

Аннотация

Предисловие

Яковец Ю.В. 21 век не приемлет позднеиндустриального общества

Авторское предисловие

Часть 1. Завтра может быть поздно

1.1 Не содержит ли разум гена суицида?

1.2 Переживет ли западная цивилизация XXI столетие?
1.3 Взлеты и падения Русской идеи

Часть 2. Тяжелые шаги Медного Всадника

2.1 Предупреждали

2.2 Державный шаг Утопии
2.3 Что значил Ленин в истории России?
2.4 Под прессом кратологического поля
2.5 Сталин: феномен абсолютной власти
2.6 Голем сам по себе

Часть 3. Яркие вспышки света в тумане

3.1 А.С. Пушкин и философия хозяйства

3.2 Д.И. Менделеев дает советы Государственной Думе
3.3 Всеобщая организационная наука
3.4 Длинные волны Н.Д. Кондратьева
3.5 Скрытый смысл софиологии С.Н. Булгакова
3.6 Последнее предвидение Питирима Сорокина
3.7 На пути к новой парадигме

Часть 4. Человек и мир

4.1 Что есть истина?

4.2 В сетях нравственного императива
4.3 Человек в конструкции Универсума
4.4 Космокреатика А.Л. Чижевского
4.5 Становление ноосферы по В.И. Вернадскому
4.6 О героическом энтузиазме

Часть 5. Катастрофы можно избежать

5.1 Еще не вечер

5.2 Крушение идеологий
5.3 Послесовременное мироощущение
5.4 Виртуалистика XXI века
5.5 На пути к новым горизонтам
5.6 Синергизм: после постмодерна
5.7 Контуры постиндустриального общества
5.8 Работа мысли — напряженная и плодотворная
5.9 Шанс для России

Послесловие

Литература

Приложения

1. Лескова Н.Л. Загадка неизданной книги

2. Яковец Ю.В. Завещание последнего энциклопедиста 20 века

3. Казютинский В.В. Футуросинергетика Л.В.Лескова: предупреждение человечеству

Аннотация

В книге выдающегося российского ученого-энциклопедиста, академика РАЕН, профессора Лескова анализируются проблемы глобального и национального российского кризисов и пути их преодоления. Для исследования этих проблем выбран своеобразный метод «бесед» с выдающимися русскими и зарубежными учеными, философами, писателями и поэтами XIX и XX в.в. Основной вывод из этих «бесед» состоит в том, что хорошо аргументированные предостережения, высказанные заблаговременно против ошибочных исторических решений, не были услышаны. Каждый раз это приводило к катастрофическим последствиям. Поскольку такие ошибки совершала и совершает политическая элита, в книге рассмотрен вопрос о механизмах власти и способах предотвращения в XXI веке подобных ошибок, последствия которых в современных условиях могут носить непоправимый характер.

Книга написана ярким литературным языком и представит несомненный интерес для широкого круга читателей – ученых и преподавателей, политических и общественных деятелей, журналистов и студентов, всех интересующихся судьбой России.


Книга в 300 с лишним страниц, ставящая своей задачей разобраться, почему мы так бедственно и бестолково живем, и что можно сделать для того, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему. Имеется в виду в первую очередь, конечно, Россия. Книга написана в оригинальном жанре «бесед» автора с выдающимися деятелями человеческой цивилизации. Сам автор определяет жанр книги как «предвидение в диалогах». Л.В. Лесков решил выбрать себе в «собеседники» великих личностей, в то или иное время оказавших заметное влияние на ход человеческой истории.

Задавая виртуальные вопросы Аристотелю и Данте, Пушкину и Платону, Булгакову (как писателю Михаилу Афанасьевичу, так и философу Сергею Николаевичу), Канту и Достоевскому, Ницше и Сталину, а также многим другим, как известным всем со школьной скамьи, так и тем, чьи имена оказались преданными забвению, автор незаметно делает их нашими современниками, размышляет о том, какие уроки они могли бы преподать каждому из нас.

Необычные «собеседники» порой предстают перед читателем в довольно непривычном виде. Например, в книге есть глава «Пушкин и философия хозяйства», где Александр Сергеевич выступает в роли своеобразного советника по экономическим вопросам, или «Менделеев дает советы Государственной Думе», где знаменитый открыватель периодической системы химических элементов оказывается еще и талантливым стратегом, чьи советы по обустройству общества, к сожалению, не были услышаны. Мы оказываемся то «в сетях нравственного императива», вместе с автором переосмысливая наследие Ф.М. Достоевского, то на балу у Сатаны, изучая своеобразное «Евангелие от Воланда»… И всякий раз понимаем: а ведь всё это – про нас, про нашу жизнь. Увы, мудрые советы и прогнозы крупных мыслителей, которых Л.В. Лесков зовет в «соавторы», оказались неоцененными не только их современниками, но и потомками. Анализируя смысл софиологии Булгакова, космизма Циолковского, учения о «длинных волнах» Кондратьева или пневматосфере Флоренского, автор доказывает, что многое в их идеях по-прежнему актуально.

Книга предназначена для широкого круга читателей – для всех тех, кому не безразлична судьба отечественной науки и всей России. Как и все последние книги Л.В. Лескова, «Примет ли нас 21 век?» носит мировоззренческий характер. Вслед за такими крупными мыслителями, как Циолковский, Чижевский, Флоренский, Вернадский, Моисеев, Налимов, автор продолжает традиции русского космизма, порой используя хорошо известный ему язык точных наук для философского осмысления мира, в котором мы живем.

Хотелось бы надеяться, что читателями книги окажутся, в том числе, люди, принимающие по-настоящему ответственные для страны решения. Ведь именно они могут воспользоваться советами и предостережениями, которые содержит эта книга, и вывести свою страну, свой народ с тупиковых путей эволюции на большую дорогу устойчивого развития.

Авторское предисловие

Древним грекам было хорошо: у них был Дельфийский оракул. И чтобы не ошибиться, принимая ответственное решение, им достаточно было посоветоваться с Сивиллой.

Случались, правда, недоразумения. Один античный царь задумал что-то отвоевать у своего соседа. Запросив предварительно мнение оракула, получил ответ, что если начнет войну, то погибнет великое царство. Соседнее царство считалось как раз великим. А потому наш герой, долго не раздумывая, принялся за дело — и потерпел жесточайшее поражение. Утратив царский венец, он обратился с рекламациями к оракулу. «В чем, собственно, дело, — удивилась Сивилла, — разве твое царство не было великим?»

Потом, конечно, оракулам верить перестали. В ход пошли другие принципы. Император французов Наполеон, например, придерживался простого правила: «Главное, ввязаться в драку — а там посмотрим!» И ему все время везло, пока, наконец, при Ватерлоо фортуна от него не отвернулась. Тогда он решил сдаться в плен англичанам, и они отправили его доживать дни на далекий остров Святой Елены. Зря он так поступил: лучше бы ему сдаться не англичанам, а русским — наш оккупационный корпус стоял во Франции до 1818 г. Император Александр, наверное, был бы по отношению к нему менее жесток, может быть, даже назначил бы его губернатором куда-нибудь в Урюпинск.

В XX в. тоже было немало героев, которые не доверяли оракулам и предпочитали руководствоваться принципом Наполеона. У нас на этом поприще отличился Михаил Сергеевич Горбачев. Он любил принимать много решений, а потом наблюдать, как процесс пошел. Ему, правда, в отличие от императора французов фатально не везло: процесс у него всегда шел не в ту сторону, все его замыслы без единого исключения закончились провалом. Впрочем, одно исключение, возможно, все-таки было: ему удалось развалить цитадель коммунизма — Советский Союз. Однако о том, что именно такой замысел у него и был еще до студенческих лет, Горбачев рассказывал в своих лекциях, когда все уже было позади. Так что можно ему и не верить.

В том же ключе действовал и его преемник. Спустившись с танка, на который он взобрался у стен Белого дома, он призвал команду Гайдара, Чубайса, Немцова, Кириенко — «мальчиков в коротких штанишках» по определению Хасбулатова и «гигантов демократии», как их оценили в США. Эта команда бодро взялась за дело, пообещав, что через два года мы будем жить, как в Америке. Чего они добились в действительности, мы знаем слишком хорошо.

Но хватит черноватого юмора, поговорим серьезно. И тогда сразу становятся замешанными, по крайней мере, три обстоятельства. Первый: народ в России вымирает, и если темпы сокращения его численности не удастся снизить, то к концу XXI в. на том географическом пространстве, которое называется Россия, будут жить совсем другие люди. Второе: то же самое, по разным оценкам, к концу века может ожидать и западную цивилизацию. И, наконец, третье, быть может, самое важное: если не удастся снизить техногенное давление на окружающую среду, то может исчезнуть — и уже не в конце века, а раньше — та экономическая ниша, которую занимает на Земле биологический вид «человек разумный».

Можно подумать, что нам не хватает оракулов, которые подсказали бы, каким образом удастся избежать этих трех катастроф. Но оракулы нам и не нужны. У нас есть наука, эксплицитный и прогнозный потенциалы которой достаточно высок, чтобы сформулировать концепцию и стратегию преодоления этих кризисных ситуаций и перехода к устойчивому будущему, как в глобальном, так и в национальном масштабе. Поэтому реальная проблема состоит в другом: политическая элита, наделенная полномочиями принимать судьбоносные решения, не умеет выслушивать научных рекомендаций. Или же подбирает себе таких консультантов, которые чаще смотрят не вперед, а назад. Толку от их советов немного, только одна видимость опоры на науку.

Эта тревожная ситуация определила замысел и план этой книги. Она написана для того, чтобы показать, как опасно не прислушиваться к голосу науки и, напротив, как было бы хорошо, если научиться своевременно это делать. Реализуя этот замысел, в первой части книги рассматриваются некоторые аспекты современного глобального кризиса, а также того, перед лицом которого оказалась Россия. И показано, что без нового научно-технологического прорыва справиться с этими проблемами не удастся.

Сегодня принято считать, что многие решения, которые принимались в нашей стране, начиная с 1917 г., были ошибочными и приводили к тяжелым последствиям. Задача второй части книги состоит в том, чтобы, во-первых, показать, что этим решениям предшествовали очень серьезные предостережения, которые не были учтены, а во-вторых, проанализировать некоторые неочевидные особенности и последствия этих ошибок.

В третьей части рассказывается об открытиях, сделанных русскими учеными главным образом в советское время. Если бы правящие круги Советского Союза прислушались к голосам этих ученых и внесли соответствующие коррективы во внутреннюю политику, то судьба страны была бы иной. Советский Союз продолжал бы существовать в качестве одной из ведущих мировых держав, а те проблемы, которые привели к его гибели, были бы своевременно разрешены. Все это превосходный урок для наших современников.

Четвертая часть книги касается главным образом вопросов нравственности и миропредставления. Материалы, представленные в этой части, имеют самое непосредственное отношение к содержанию предыдущих частей: именно «сбои» в системе ценностных и смысловых установок и в общественном мнении, и в особенности в среде политической элиты служат тем фоном, на котором совершаются непростительные ошибки и процветает глухота к предусмотрительный мудрости. И это тоже урок.

Итоговая, пятая часть книги написана с той целью, чтобы обратить внимание на современные научные достижения, уровень которых достаточно высок для того, чтобы, опираясь на них, избежать новых непоправимых ошибок и обосновать стратегические решения, сводящие к минимуму риск выхода на тупиковые эволюционные сценарии. И, следовательно, ключевой вопрос снова в том, будет ли на этот раз услышан голос науки или в который уже раз не достанет нам нравственной ответственности и образованности.

Удастся ли разрешить традиционный конфликт между самоуверенной безответственностью и мудростью — от этого будет зависеть судьба человечества в XXI веке. И судьба России тоже.

Послесловие

Ни один другой век российской истории не может сравниться с двадцатым по исключительно высокой концентрации эпохальных событий. Три крупномасштабных исторических свершения: индустриализация, победа в Великой Отечественной войне и превращение страны в послевоенный период во вторую державу мира.

Но тяжелых драматических событий было гораздо больше. Пять революций или равных им по последствиям и масштабу социально-политических преобразований (1905-1906 гг., март 1917 г., октябрь 1917—1922 гг., коллективизация 1929—1933 гг., 1991—1993 гг.). Пять войн (русско-японская 1904—1905 гг., Первая мировая, Гражданская, Вторая мировая, «холодная» война, начавшаяся в 1946 г. и продолжавшаяся 40 лет). Период 1920—1930-х годов «холодной» войной не называют, но по накалу противостояния двух мировых систем он ничем не отличается от послевоенного времени. Главное различие этих периодов состоит в том, что после 1946 г. Советский Союз был не один, а мог опираться на мировую систему социализма, а в довоенный период он оставался в полном одиночестве во враждебном империалистическом окружении.

Оценивая длинный ряд этих драматических событий в ретроспективе, следует признать, что ход многих из них был обусловлен непростительными ошибками кратологической элиты. В некоторых случаях это были грубые просчеты в выборе стратегических решений (октябрь 1917 г., 1929 г., 1991—1993 гг.), в других стратегическая непредусмотрительность и некомпетентность лиц, принимающих решения (1914 г., 1941 г., 1985—1991 гг.). И наконец, позорная и бесчеловечная Чеченская война — результат целой цепи непростительных ошибок высшего руководства страны, граничащих с преступлением.

Эти стратегические просчеты в целом характеризуются двумя общими особенностями, которые можно назвать кратологическими инвариантами (напомним: cratos по-гречески означает власть). Первая особенность состоит в том, что за исключением глупейшего поведения краториата в период 1914—1917 гг., которое привело к полной смене политической элиты, во всех остальных случаях кратологические социальные страты не пострадали. Более того, в процессе исправления допущенных ими ошибок они в конечном счете каждый раз укрепляли собственное положение.

Вторая, почти столь же инвариантная особенность состоит в том, что эти ошибки совершались на фоне серьезных предостережений, а также при наличии хорошо аргументированных альтернативных эволюционных сценариев. Об этом достаточно подробно рассказывается на страницах нашей книги.

Плоды великих исторических достижений России в ХХ в. доставались кратологической элите, но много хорошего принесли они и народу. Результаты многочисленных стратегических ошибок во всех случаях, кроме событий 1914—1917 гг., были иными: элита укрепляла и свою власть, и свое материальное благополучие, а вся тяжесть последствий этих неверных решений ложилась на плечи народа. Кратологическая элита совершала ошибки, но расплачивался за них народ. Это высокое политическое мастерство — заставлять других расплачиваться за собственные просчеты.

О чем это говорит? Из этих фактов следует однозначный вывод: малочисленная кратологическая элита и остальное население страны — это два разных социально-политических слоя, или класса, интересы которых в значительной степени не совпадают. В соответствии с концепцией кратологического Голема, сформулированной в главе 2.4., элита озабочена главным образом двумя факторами: действиями в собственных интересах и выполнением команд Хозяина. Но, как свидетельствует история, она вполне умеет обходиться и без Хозяина.

Четыреста лет назад Френсис Бэкон сформулировал базовый постулат эры индустриализма: «Knowledge is power itself» — «знание само по себе власть». Тридцать лет назад Даниэл Белл отметил, что с началом перехода к постиндустриальной цивилизации центр тяжести в тернарной формуле власти «богатство — насилие — знание» решительно смещается в сторону третьего члена — знания. Элвин Тоффлер уточнил эту мысль, указав, что в наше время и богатство, и техническое обеспечение силовых методов властвования зависят прежде всего от фундаментальной науки, образования и высоких технологий, т.е. от знания.

Как свидетельствуют факты, о которых шла речь в нашей книге, отечественная политическая элита, совершавшая стратегические ошибки на фоне предостережений и рациональных альтернатив, этих принципов властвования не усвоили. Мешали ей низкий уровень собственной образованности, некомпетентность и непреодолимый мировоззренческий догматизм. А также низкий уровень личной нравственности.

Однако элита, получившая доступ к процессору властных функций в 1985—1991 гг., была достаточно образована, а от мертвящей марксистско-ленинской догматики смогла избавиться с легкостью необыкновенной. Тогда в чем же дело? Остается предположить, что суждения о стратегических просчетах, допущенных ею в это время, ошибочны. И следовательно, то, что называют некомпетентным просчетом, на самом деле было хорошо продуманным стратегическим решением, лишь для обмана общественного мнения прикрытым пустой фразеологией на новоязе «перестройки» и последующих «реформ».

Впрочем, Горбачев позднее и сам признался, что вместе со своими приспешниками Яковлевым и Шеварднадзе в действительности имел цель разрушения коммунизма. Коммунизму он нанес серьезный удар, но заодно разрушил и свою родину — Советский Союз. Это был акт национального предательства.

Такими же отщепенцами оказались и реформаторы 1990-х годов. Они начали ощущать себя частью международной кратологической элиты. Свои капиталы они размещают в зарубежных банках, приобретают особняки в Лондоне или где-нибудь на Лазурном берегу, их дети учатся в западных университетах. Они так же далеки от народа, как далека от неё «Единая Россия» — партия, созданная властью из чиновников для обслуживания их собственных интересов.

Пришло время осознать: так дальше продолжаться не может. Русский народ начал вымирать. Прошлые стратегические ошибки приводили к сокращению его численности, но затем положение восстанавливалось. Сегодня на это надежды нет. Продолжение политики, которую на кратологическом новоязе называют либеральной, приведет к тому, что к концу XXI века русского народа не будет. Не станет и России или, быть может, название сохранится подобно тому, как в Германии долго сохранялось название «Пруссия», хотя прусского народа нет уже пятьсот лет.

Но шансы не допустить такого развития событий у нас есть. Во-первых, существуют достаточно многочисленные социально-политические страты, заинтересованные в ином исходе. Во-вторых, мы пока еще располагаем достаточно большими природными, интеллектуальными и технологическими ресурсами, чтобы не допустить окончательного скатывания к тупиковому сценарию. В-третьих, у нас есть серьезный научный, философско-мировоззренческий и инновационно-технологический задел, который может послужить основой для прорыва на новый эволюционный уровень. И в-четвертых, в кругах, близких к кратологической элите, есть немало честных, хорошо образованных и высоко нравственных людей, вполне осознающих серьезность положения и готовых действовать. Словом, надежды на достойное будущее имеют у нас серьезные основания.

Если эта книга, в которой обобщен опыт и стратегических просчетов, и заблаговременно подготовленных, но неиспользованных альтернатив, будет способствовать движению в этом направлении, то автор сможет считать свою задачу выполненной. Научно обоснованная альтернатива сегодня у нас есть.

У нас есть научно обоснованные программы возрождения страны и перехода к устойчивому будущему. Необходимо принять их к исполнению, не повторяя былых ошибок. Все зависит от нас самих, в известном смысле от каждого из нас.

Литература

  1. Айхенвальд Ю. Александр Блок. // Блок: Гамаюн, птица вещая. М., 1998.
  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993, 607 с.
  3. Базаров В.А. Принципы построения перспективного плана. Плановое хозяйство, 1928. № 2.
  4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999, 786 с.
  5. Белоцерковский С.М. ЭВМ в науке, авиации, жизни. М., 1993, с. 192—198.
  6. Берберова Н. Александр Блок и его время. М., 1998.
  7. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русской революции. М., 1990, 222 с.
  8. Бердяев Н.А. Мировоззрение Достоевского. // О русской философии. Свердловск, 1991.
  9. Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1990, 83 с.
  10. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993, 383 с.
  11. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990, 336 с.
  12. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Минск, 2000, 304 с.
  13. Берталанфи Л. Общая теория систем. Системные исследования, 1969.
  14. Блок А. Россия и интеллигенция. М., 2000.
  15. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Части 1, 2, 3. 1913—1929.
  16. Бодрийяр Ж. Америка. СПб, 2000, 205 с.
  17. Бодрийяр Ж. Системы вещей. М., 2001, 222 с.
  18. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Киев, 1996, 282 с.
  19. Брюшинкин С.М. Тайны астрофизики. М., 2003, 384 с.
  20. Булгаков С.Н. Жребий Пушкина. М., 1996.
  21. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994, 415 с.
  22. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990, 412 с.
  23. Бушков А.А., Буровский А.М. Россия, которой не было — 2. Красноярск, 2004, 512 с.
  24. Бьюкенен П. Смерть Запада. М., 2003, 444 с.
  25. Вайцзекер Э., Ловинс С., Ловинс Л. Фактор четыре. М., 2000, 399 с.
  26. Валлерстайн И. После либерализма.
  27. Вересаев В.В. Живая жизнь. М., 1999, 380 с.
  28. Вересаев В.В. Загадочный Пушкин. М., 1999.
  29. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2003, 576 с.
  30. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909). Свердловск, 1991, 240 с.
  31. Видал Г. Почему нас так ненавидят? М., 2003, 157 с.
  32. Владимирский Б.М., Темурьянц Н.А. Влияние солнечной активности на биосферу-ноосферу. М., 2000, 374 с.
  33. Волков Г. Мир Пушкина. М., 1989.
  34. Гегель Г. Философия истории. СПб, 1993, 479 с.
  35. Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1989, 400 с.
  36. Геллер М.Я., Некриг А.М. Утопия у власти. М., 2000, 610 с.
  37. Гиппиус З. Петербургские дневники (1914-1919). Нью-Йорк. М., 1990, 218 с.
  38. Гиренок Ф.И. Путь к очевидности. М., 1998, 270 с.
  39. Глазьев С.Ю. Почему мы самые богатые, а живем так бедно? М., 2003, 304 с.
  40. Голованов Я.К. Королёв. М., 1994, 708 с.
  41. Гроф С. Ласло Э., Рассел П. Революция сознания. М., 2004, 248 с.
  42. Гумилёв Л.Н. Этносфера. М., 1993, 544 с.
  43. Гусляров Е. Ленин в жизни. М., 2004, 256 с.
  44. Дульнев Г.Н. В поисках нового мира. СПб, 2004, 286 с.
  45. Жуков Ю.Н. Иной Сталин. М., 2003, 511 с.
  46. Зеньковский В.В. проблемы красоты в миросозерцании Достоевского. // Русские мыслители и Европа. М., 1997.
  47. Зиновьев А.А. Сталин — нашей юности полет. М., 2002, 256 с.
  48. Иванов Вяч. Достоевский. // Эссе. Брюссель, 1985.
  49. Из глубины. Сборник статей о русской революции (1918). М., 1991, 218 с.
  50. Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина. // Пушкин: суждения и споры. М., 1997.
  51. Ильин И.П. Постмодернизм. М., 2001, 384 с.
  52. Ильин К.А. Историческая судьба и будущее России, т. 1, М., 1992.
  53. Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. М., 1997, 400 с.
  54. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. М., 2002, 236 с.
  55. Кара-Мурза С.Г. Манипулирование сознанием. М., 2000, 734 с.
  56. Кеннеди П. Вступая в XXI век. М., 1997, 480 с.
  57. Кестлер А. Человек — ошибка эволюции? // Диалоги. М., 1979, с. 142—146.
  58. Кобозев Н.И. Исследования в области процессов информации и мышления. М., 1984.
  59. Козловски П. Миф о модерне. М., 2002, 239 с.
  60. Койвисто М. Русская идея. М., 2003, 244 с.
  61. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М., 2002, 767 с.
  62. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М., 1991.
  63. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.
  64. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050. Стратегия инновационного прорыва. М., 2004, 638 с.
  65. Лаут Р. Философия Достоевского. М., 1999, 380 с.
  66. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993, 256 с.
  67. Леонтьев К.Н. О всемирной любви. // Русская идея. М., 1992.
  68. Лернер Л., Госселин Э. Галилей и призрак Джордано Бруно. В мире науки, 1987, № 1.
  69. Лесков Л.В. Ф.И. Тютчев, В.С. Соловьев и русская национальная идея. Философия хозяйства, 2003, № 3.
  70. Лесков Л.В. XXI век глазами В.И. Вернадского. // Россия на пути к устойчивому развитию. М., 2003, с. 132-139.
  71. Лесков Л.В. Гений догмы (Сталин). // Феномен Сталина. М.-Краснодар, 203, с.84—96.
  72. Лесков Л.В. Державный шаг Утопии. // Последний поэт Империи — 120 лет со дня рождения А.А. Блока. М. — Ростов-на-Дону, 2001, с. 81-89.
  73. Лесков Л.В. Знание и власть. М., 2001, 100 с.
  74. Лесков Л.В. Космическое будущее человечества. М., 1997, 160 с.
  75. Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М., 2003, 456с.
  76. Лесков Л.В. Парадоксы нашего мессианства. Наука и религия, 2003, № 6
  77. Лесков Л.В. Чего не делать? Футуросинергетика России. М., 1996, 172 с.
  78. Лесков Л.В. Человек в ритмах истории. Мир психологии. 2003, № 1.
  79. Лиотар Ж. Состояние постмодерна. СПб, 1998, 160 с.
  80. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1998, 366 с.
  81. Лотман Ю.М. внутри мыслящих миров. М., 1996.
  82. Львов Д.С. Вернуть народу ренту. М., 2004, 286 с.
  83. Малиновский А.А. Тектология. Теория систем. М., 2000, 446 с.
  84. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994, 700 с.
  85. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М., 1994, 303с.
  86. Менделеев Д.И. К познанию России. М., 2002, 576 с.
  87. Мизес Л. Либерализм. М., 2001, 239 с.
  88. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993, 175 с.
  89. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001, 199 с.
  90. Мотрошилова Н.В. Рождение — развитие философских идей. М., 191, 464 с.
  91. Налимов В,В. Разбрасывая мысли. М., 2000, 270 с.
  92. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989, 287 с.
  93. Ницше Ф. Антихристианин. // Сумерки богов. М., 1980, с. 11-93.
  94. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. СПб, 1999, 206 с.
  95. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003, 560с.
  96. Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. М., 2000, 359.
  97. Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. М., 1980, 76 с.
  98. Поцелуев В.А. Ленин. М., 2003, 512 с.
  99. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000, 574 с.
  100. Пригожин И. Конец определенности. М.—Ижевск, 2001, 207 с.
  101. Ранкур-Лаферьер Д. Россия и русские. М., 2003, 287 с.
  102. Розанов В.В. Несовместимые контрасты бытия. М., 1990, с. 190-302.
  103. Рорти Р. После философии — демократия. // Американский философ. М., 1998, с. 126-143.
  104. Руднев В.В. Словарь культуры ХХ века. М., 1999, 387 с.
  105. Руднев В.П. «Мастер и Маргарита» — роман М.А. Булгакова. Словарь культуры ХХ века. М., 1999, с. 159-162.
  106. Русская идея. М., 1992, 496 с.
  107. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М., 1996, 431 с.
  108. Сарнов Б.М. Опрокинутая купель. М., 1997, с. 196.
  109. Саттон Э. Почему нас так ненавидят? М., 2002, 174 с.
  110. Семанов С.Н. Сталин. Уроки жизни и деятельности. М., 2002, 544 с.
  111. Сидорина Т.Ю. Кризис ХХ века. Прогнозы русских мыслителей. М., 2001, 181 с.
  112. Симонов П.В. Степень человечности. // Диалоги. М., 1989, с. 148—159.
  113. Соловьев В.С. Три разговора. М., 1991, 192 с.
  114. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. СПб, 1984, 351 с.
  115. Сорокин П. Голод и состояние общества // Квинтэссенция. М., 1990.
  116. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997, 351 с.
  117. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М., 1998, 254 с.
  118. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. М., 1952, 651 с.
  119. Сталин И.В. Соч., т. 1, 10, 12, М., 1996—1952.
  120. Суходеев В.В. Сталин в жизни и в легендах. М., 2003, 544 с.
  121. Сущий. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. М., 1999, 303 с.
  122. Творческое наследие академика С.П. Королева. М., 1980, 591 с.
  123. Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. СПб, 2003, 192 с.
  124. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 2003, 560 с.
  125. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001, 670 с.
  126. Тютчев Ф.И. Соч., т. 2. М., 1984, 281 с.
  127. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1972, 326 с.
  128. Федотов Г.Л. Певец Империи и Свободы. // Суждения и споры. М., 1997.
  129. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М., 1991, 120 с.
  130. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937, 601 с.
  131. Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. Париж.
  132. Фриге В.М. Плеханов и научная эстетика. М., 1922.
  133. Фуко М. Слова и вещи. СПб, 1994, 406 с.
  134. Фукуяма Ф. Конец истории? Вопросы философии, 1990, № 1.
  135. Хайдеггер М. Язык. СПб, 1991, 22 с.
  136. Хакен Г. Тайны природы. М. — Ижевск, 2003, 230 с.
  137. Хантингтон С. Кто ты? М., 2004, 635 с.
  138. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003, 603 с.
  139. Хозин Г.С. Великое противостояние в космосе (СССР — США). М., 2001, 415 с.
  140. Хорган Дж. Конец науки. СПб, 2001, 479 с.
  141. Хрестоматия по истории и философии. М., 1997, 445 с.
  142. Циолковский К.Э. Гений среди людей. М., 2002, 542 с.
  143. Циолковский К.Э. Космическая философия. М., 2001, 48 с.
  144. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Калуга, 2001, 384 с.
  145. Циолковский К.Э. Промышленное освоение космоса. М., 1989, 280 с.
  146. Чернышевский Н.Г. Собр. соч., т. 5. М., 1950, с. 694.
  147. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1990, 320 с.
  148. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924, 72с.
  149. Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1987, 360 с.
  150. Эдди Дж. История об исчезновении солнечных пятен. Успехи физических наук, 1987, т. 157, № 6.
  151. Эко У. Открытое произведение. СПб, 2004, 384 с.
  152. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб, 1998.
  153. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1994, 320 с.
  154. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1994, 320 с.
  155. Ягодинский В.В. Нами правит космос. М., 2003, 576 с.
  156. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина и глобальные трансформации общества в XXI веке. М., 1998, 40 с.
  157. Яковец Ю.В. Наследие Н.Д. Кондратьева: взгляд из XXI века. М., 2001, 50 с.
  158. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М., 2004, 444 с.
  159. Янов А.Л. Россия против России. Новосибирск, 1999, 363 с.
  160. Castels M. The Rise of the Net Society. Oxford, 1996.
  161. Dracker P. Post-Capitalist Socirty. N.Y., 1995.
  162. Fukuyama F. Thrust. The Social Virtues and the Creation of Prosperi ty. N.Y., 1996.
  163. Gore A. Earth in the Balance. L., 1992
  164. Pilzer P. Unlimited Wealth. N.Y., 1990/
  165. Reich R. The Work of Nations Preparing Ourselves for 21. Century Capitalism. N.Y., 1992.
  166. Sakaya T. The Knowledge Value Revolution or a History of the Future. N.Y., 1991.
  167. Thurow L. The Future of Capitalism. L., 1996.

Загадка неизданной книги

Готовя к печати «Неизвестную Вселенную», которую мой отец, профессор Л.В. Лесков, заканчивал в последние дни жизни, я была уверена, что это его последняя работа. Он и сам мне говорил: остальное уже издано. С тех пор эта книга выдержала два переиздания и полностью разошлась за несколько месяцев.

Однако недавно, перечитывая список работ отца, мы озадачились одним неразрешимым вопросом. Одна из книг, изданная, согласно списку, в 2004 году, отсутствовала. При этом потеряться столь заметная работа не могла. Это была серьезная монография в 300 с лишним страниц, ставящая своей задачей разобраться, почему мы так бедственно и бестолково живем, и что можно сделать для того, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему. Имелась в виду в первую очередь, конечно, Россия. Книга носила интригующее название «Примет ли нас 21 век?»

Порывшись в электронном архиве, мы обнаружили и саму книгу, написанную в оригинальном жанре «бесед» автора с самыми разными выдающимися деятелями истории человечества. Хотя в некоторых частях она содержала пересечения и параллели с другими его книгами, вне всякого сомнения, это был никогда не издававшийся ранее фундаментальный труд. Решив просмотреть его по диагонали, а заодно поправить возможные опечатки, я незаметно для самой себя оказалась поглощенной громадой монографии. «По диагонали» не получилось. Я втянулась в книгу, как в увлекательный роман, чтение которого заставляет работать мозг и держит в высоком напряжении чувства.

В очередной раз поражаясь широте эрудиции, глубине аналитического и богатству образного мышления отца, я задавала себе вопрос: как может один человек освоить такое количество информации, «переварить» и подвергнуть ее детальному анализу, связав в единую цепь самые, казалось бы, разнородные события истории человечества? Да еще и поведать все это в столь захватывающей форме, похожей на стиль художественного произведения… И в который раз меня охватывал озноб тревожного и радостного возбуждения: как почетно и как, вместе с тем, ответственно быть дочерью такого отца!

Сам автор определяет жанр книги как «предвидение в диалогах». Отец, всегда бывший большим фантазером, решил выбрать себе в «собеседники» великих личностей, в то или иное время оказавших заметное влияние на ход человеческой истории. Задавая виртуальные вопросы Аристотелю и Данте, Пушкину и Платону, Булгакову (как писателю Михаилу Афанасьевичу, так и философу Сергею Николаевичу), Канту и Достоевскому, Ницше и Сталину, а также многим другим, как известным всем со школьной скамьи, так и тем, чьи имена из-за несправедливой опалы оказались преданными забвению, отец незаметно делает их нашими собеседниками и современниками, размышляет о том, какие уроки они могли бы преподать каждому из нас, о каких предупредить опасностях и бедах.

Книга, написанная в 2004 году, во многом оказалась пророческой. Думаю, предупреждения отца будут актуальны еще довольно долго: ведь его прогнозные сценарии распространяются на весь наступивший 21 век, в котором мы с вами живем, а он уже нет. Однако во время чтения книги меня преследовала мысль: он как будто знает о нашей сегодняшней жизни больше, чем мы, и предостерегает от того, что может нас погубить.

Существует некая мистическая подоплека в том, что книга нашлась сейчас, два с лишним года спустя после его ухода. Отец как будто задал нам загадку, ответа на которую мы так и не нашли. Как эта книга очутилась в списке изданных книг, однако никто ее не издавал? Почему он не говорил мне об этой книге? Неужели забыл? На отца это совсем не похоже… Или обстоятельства сложились так не случайно, и книга должна быть обнаружена и издана именно сейчас?

В конце концов, не столь важно, как это случилось. Важнее то, что книга, наконец, увидела свет. Хотелось бы надеяться, что ее читателями окажутся, в том числе, люди, принимающие по-настоящему ответственные для страны решения. Ведь именно они могут воспользоваться советами и предостережениями, которые содержит эта книга, и вывести свою страну, свой народ с тупиковых путей эволюции на большую дорогу устойчивого будущего. Об этом и мечтал отец, берясь за столь серьезный, полный тревог и опасений, и в то же время оптимистический труд.

Расскажу немного об отце. Вероятно, читателям интересно будет узнать, что он был за человек.

Доктор физико-математических наук, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики Леонид Васильевич Лесков – коренной ленинградец. Здесь жили и умирали его предки, а в доме на Литейном проспекте, как раз напротив прославленного Некрасовым «парадного подъезда», прошли детские годы. Отец рассказывал мне о своем деде, тоже Леониде, занимавшем высокий пост в Священном Синоде. До революции его семье принадлежала вся пятикомнатная квартира на Литейном, а после 1917-го года туда вселили еще четыре семьи, оставив Лесковым одну, правда, самую большую комнату – «залу». «Спасибо, что не расстреляли», — говорила бабушка. Здесь к моменту появления на свет моего отца проживало еще шесть человек – бабушка, две тетушки, родители моего папы и дед.

Дом был старый, кишащий привидениями, — во всяком случае, в этом маленький Лёня был уверен. Он рассказывал мне, что своими глазами не раз видел призраков и даже общался с ними. Страха не было – только любопытство: каким образом они умудряются проходить сквозь стены и не разбиваться в кровь? Взрослые не верили детским рассказам, и только дед не смеялся над малышом.

Дед Леонид Лесков был рослым, как и все Лесковы, немного флегматичным, часто предававшимся глубоким раздумьям человеком. Ему иногда доверяли маленького Леню, и тогда дед и внук отправлялись погулять в расположенном неподалеку от дома сквер. И как-то раз, воспользовавшись задумчивым настроением деда, мой трехлетний папа сбежал от него, проделал самостоятельно огромный путь в целый квартал, показавшийся малышу чуть ли не кругосветным путешествием, и добрался до проезжей части. Однако перейти проспект, по которому неслись авто, не решился. Лёсик (так его называла мама, моя бабушка, даже когда он сам стал дедом) терпеливо ждал, когда кто-нибудь переведет его через дорогу. Наконец, рядом остановился высокий дядя в черном кожане и участливо спросил: «Ты где живешь? Где твоя мама?» Отец указал на стоящий напротив дом и пояснил: мама там. Дядя перевел отца через дорогу и проследил, чтобы тот вошел в подъезд. Малыш сам преодолел несколько высоких лестничных пролетов и постучал в дверь. Ужасу открывшей дверь матери не было предела. «А где дедушка?» — воскликнула она. «Гуляет», — махнул рукой Лёсик… Больше гулять вместе их не отпускали.

Об этом эпизоде отец вспоминал со смехом. Хотя был очень похож, и не только внешне, на деда.

Однажды он пришел за мной в детский сад. Мы шли навстречу друг другу по узкому коридору, и больше вокруг никого не было. Я сделала вид, будто не вижу отца, внутренне радуясь: сейчас он меня окликнет… Но он прошел мимо, меня не заметив. Я опешила, а мгновение спустя со слезами закричала вслед удаляющейся фигуре: «Папа, это же я!» Отец оглянулся, и только тут в его глазах мелькнуло узнавание, а затем радость: «Наталка!» Он очень меня любил, но в тот момент его мысли были далеко. Уверена: тогда он продумывал какую-то важную мысль. Таким он был всегда – рассеянным в быту, но умевшим предельно концентрироваться в работе.

Отец часто вспоминал некогда знаменитый Ленинградский детский и юношеский Дом науки и техники, организованный известным ученым и популяризатором науки, автором многих книг по занимательной математике и физике Я.И. Перельманом. Маленький Лёня в числе прочих питерских мальчишек и девчонок с огромным интересом посещал занятия в этом необыкновенном учебно-игровом заведении. Именно там зародилась первая любовь отца к точным наукам, развилось логическое мышление. Кроме того, он обладал феноменальной памятью, впоследствии сделавшей его настоящим энциклопедистом. У отца можно было получить историческую или научную справку практически по любому поводу – он помнил не только общую канву, но и детали многих давно ушедших в прошлое событий, знал наизусть целые главы из книг, держал в голове уйму исторических дат и имен, мог легко рассказать историю целого государства или доказать мало известную теорему. Если в процессе работы мне надо было получить консультацию, идти в библиотеку или лезть в Интернет было не обязательно. Папа знал практически всё. К тому же, он обладал даром прекрасно объяснять сложные вещи и интриговать собеседника. Мои журналистские материалы нередко содержали его комментарии, и когда его не стало, я поняла: а ведь таких людей среди моих знакомых больше нет.

Много раз он давал мне и житейские советы. Меня поражало его умение быстро и точно разбираться в любой ситуации. Для этого требовалось в общих чертах обрисовать проблему, и отец тут же, «в голове», выстраивал ее модель, давал невероятно точные характеристики каждого действующего персонажа и прогнозировал, как будет развиваться сценарий в том или ином случае. Обычно он не советовал, какой сценарий лучше предпочесть: мне и самой это становилось ясно. Конечно, не всех его советов я послушалась. Нередко поступала по-своему и обжигалась порой очень больно.

Сам он объяснял это обыкновенной логикой. Хотя, возможно, дело не только в ней. Сам отец не раз говорил и писал об интуиции – крайне важном для человека и ученого качестве, открывающем возможности для более широкого познания действительности. Безусловно, многое он не только просчитывал, но и предугадывал, предвидел. Как в научной деятельности, так и в личной жизни. Увидев в 1952-м году маму, тогда студентку исторического факультета МГУ, он сразу влюбился в нее и понял: именно эта девушка станет его женой.

Отец рассказывал мне, что юная Людмила шла в распахнутом настежь пальто (была весна) по ул. Герцена, и образ девушки с воздушной походкой поразил его воображение. «Мне стало очень хорошо, — делился отец сокровенными воспоминаниями. – Она словно излучала ощущение счастья»…

Познакомились они далеко не сразу, однако, по его словам, каждый раз, встречая в университетских коридорах чудесную девушку, которая о его существовании долгое время даже не догадывалась, он вновь чувствовал прилив радости и уверенность, что эти встречи не случайны.

… Детство отца закончилось в сороковом, когда ему было девять лет. Его отец Василий Леонидович, блестящий инженер и человек, по воспоминаниям моего папы, лучше всех в мире умевший сочинять сказки, ушёл на фронт и погиб в первый день Финской войны. Бабушка Александра Георгиевна, врач-педиатр, позже получившая звание заслуженного врача, несмотря на обилие поклонников, больше никогда не вышла замуж и сохраняла верность «лучшему из мужчин», каковым считала своего Васю. Единственным мужчиной в семье стал мой отец, помогавший бабушке растить свою младшую сестру Светлану. Тетя Света не намного пережила отца: она умерла год спустя, в 2007-м, оставив в моей памяти образ большого, бесконечно доброго и наивного ребенка, не умевшего всерьез сердиться и держать зла.

…А в 41-м вся семья вместе с городом оказалась в блокаде. На глазах отца соседи по большой коммунальной квартире постепенно умирали, и почти каждую неделю из дома выносили трупы. Детей бабушка забрала в госпиталь, где работала, и этим спасла их жизни. Каждый день, отправляясь в очередь за хлебом, отец видел одну и ту же сюрреалистическую картину: медленно следующие по снегу процессии саночек с уже коченеющими, опухшими от голода телами. Гуляя с маленькой Светой, замечал голодные взгляды прохожих. Даже в блокадные годы она была пухленькой девочкой. Бабушка строго-настрого запрещала сыну оставлять девочку без присмотра: «Съедят», — коротко объясняла она.

Еще запомнилось, как ходил с санками за водой к Неве. Ноги подкашивались от слабости, и маленький отец, скатываясь к чернеющей внизу реке по ледяной горке, лежал на снегу и думал: вот бы не вставать…Потому что обратный путь пугал куда больше: с нагруженными доверху санками ему предстояло забраться по скользкой горке, не расплескав драгоценную ношу. Иначе путь придется повторить…

Самым ценным в доме была библиотека деда. Высоченные книжные шкафы с фолиантами занимали несколько стен, и, когда мой отец-книгоман о ней вспоминал, его глаза загорались. Он читал эти книги запоем. По ночам тайком от бабушки он осваивал русскую и зарубежную классику под одеялом, вооружившись фонариком или огарком свечи. Наверное, отец стал таким, каким стал, и благодаря прочитанным в детстве книгам. Но эта библиотека спасла и саму его жизнь. Когда в доме закончились дрова, затем табуреты, столы и стулья, бабушка приняла решение топить печь книгами деда. Любимые тома с треском догорали в голубоватом пламени, а мой маленький папа плакал от своего взрослого горя. Голод и физические страдания не вызывали у него таких слез, а эти горящие книги – вызывали.

В 42-м году по «дороге жизни» их вывезли на Кубань, в станицу Усть-Лабинскую. Машины, идущие по Ладожскому озеру, на глазах у отца уходили под лед: сверху их бомбила немецкая авиация. Бомбы падали совсем рядом, но им повезло.

На «большой земле» голодающих угощали борщом, выносили благоухающими буханками горячий хлеб. «Никогда в жизни не ел более вкусного борща», — рассказывал отец. Бабушка кормила его, уже почти не державшегося на ногах, и Светлану, с ложечки, разрешив съесть лишь четверть тарелки на двоих. Как дети ни умоляли дать им добавки, бабушка не поддалась. Вскоре отец убедился в ее правоте: у многих начинались жестокие приступы рвоты, судороги, боли в животе, а некоторые даже умерли от несварения: желудок отвык переваривать подобные объемы пищи…

На Кубани, где ждали спасения, получилось «из огня да в полымя» — вскоре здесь началась оккупация. Жилось не многим легче. Отец вспоминал, как немцы разделили всех прибывших на три части: евреи, семьи военнослужащих и остальные. В этой очередности следовали казни сотен и тысяч людей. В числе первых погиб папин друг, еврейский мальчик-скрипач Алик. Отцу как сыну военнослужащего вскоре предстояло последовать за ним. Но пришли наши и освободили Кубань.

Отцу удалось не просто выжить – он смог окончить школу с золотой медалью, поступить на физический факультет МГУ и стать одним из его лучших выпускников. Спустя годы он вернулся в МГУ в качестве профессора.

«Леонид Васильевич пришел в МГУ в 1994 г., — написали о нем два заслуженных профессора МГУ — В.Г. Кузнецов и С.А. Лебедев. — Он работал профессором кафедры философии и методологии науки до самой кончины. Обычно он читал для студентов и аспирантов два курса в семестр — «Основы космологии и астрономии» и «Универсальная теория систем»… Общие курсы Л.В. Лескова пользовались большой популярностью среди студентов философского факультета МГУ. Это были яркие, эмоционально-насыщенные и глубокие по научному содержанию лекции. И это не удивительно. Профессор Лесков отличался основательными научными знаниями, широкой общей образованностью, блестящим стилем изложения материала, патриотической позицией человека, глубоко переживавшего за судьбу России.

Леонид Васильевич дорожил предоставленной ему возможностью использовать университетскую трибуну для общения с молодежью. Уже незадолго до смерти он приезжал читать лекции с видимым трудом: самостоятельно передвигаться становилось все тяжелее. Последнюю лекцию он, вопреки своему железному правилу, прочел сидя. Студенты провожали его овацией…»

Я помню, как в тот вечер он вернулся из МГУ домой. Неблизкий путь с Воробьевых гор до подмосковного Королева, обычно занимающий 2,5-3 часа, он преодолел к ночи. Мы волновались. Но отец, несмотря на смертельную усталость, ликовал: аудитория на его лекции была переполнена, студенты даже стояли в дверях. А когда он закончил, они долго аплодировали стоя…

Уже на похоронах отца я встретилась с людьми, которые знали его по преподавательской деятельности, – это были профессора МГТУ им. Баумана, где он преподавал более 20 лет, МАИ, МФТИ… Все говорили о нем с нескрываемым уважением, а порой и восхищением, как о человеке, который, обладая большим запасом знаний, щедро делился ими с окружающими, и делал это так заразительно, что шансов остаться равнодушными у них не оставалось.

«Помимо научной эрудиции, он обладал еще и таким уж совсем редким качеством как мудрость, — пишут его коллеги из МГУ. — Мудрость, как известно, является умением «смотреть в корень» вещей и идей, и за многообразием явлений видеть их сущность, объединяющую их основу. Великий Эйнштейн говорил, что сущность мира проста, но не всякому дано ее видеть. Леонид Васильевич обладал таким даром, все самые сложные теоретические вопросы современной науки (физики, в частности) он видел, что называется «насквозь». Он не только давал им глубокую и соответствующую их уровню адекватную оценку, но и излагал это очень простым и доступным для читателя языком».

А вот что говорят об отце его коллеги по ракетно-космической отрасли, служению которой он отдал более 50 лет жизни: «В конце 50-х, придя в ЦНИИМАШ, он возглавил коллектив молодых, только что пришедших из ВУЗов инженеров-физиков и дипломников, в институте находящихся на практике, по решению проблемы создания электроракетных двигателей. Под руководством Лескова были организованы группы по теории и разработке электроракетных двигателей: импульсного плазменного ускорителя, ускорителя бегущей волны, квазистационарного ускорителя плазмы. Довольно быстро был выбран перспективный вид двигателя – импульсный плазменный двигатель (ИПД) двух вариантов: тепловой и электродинамический. В конечном счёте они были доведены до лётных образцов и испытаны в космосе. Через некоторое время произошла реорганизация, и в отдел Лескова влился большой коллектив по разработке и созданию ДАСов – двигателей с анодным слоем. Этот ионный двигатель нашёл широкое применение как многоцелевой ускоритель плазмы. В настоящее время создано и реализовано целое семейство таких ускорителей.

Следующий переломный этап в деятельности коллектива произошёл в начале 70-х годов прошлого века – начались исследования в области физики невесомости и космического материаловедения. Первые отечественные эксперименты по физике невесомости и космическому материаловедению были проведены на вертикально зондирующей ракете и космической станции «Салют-4» в 1975 году. А в 1976-м было выпущено Решение комиссии Совета Министров по военно-промышленным вопросам по развёртыванию этих работ, в котором ЦНИИМаш был определён как головная организация. Усилиями коллектива, возглавляемого Лесковым, была создана широкая кооперация организаций-соисполнителей по космическому материаловедению и технологии, в которую вошли десятки академических и отраслевых институтов, высших учебных заведений. При активной поддержке заместителя директора ЦНИИМаш по науке академика В.С.Авдуевского в Министерстве было создано новое Управление – ГЛАВКОСМОС.

…Отличительной чертой Леонида Васильевича как руководителя являлось его чутьё на прорывные направления в научных исследованиях, а также смелость доверять своим подчинённым разработку собственных идей, умение прийти в нужную минуту на помощь. Это был глубоко творческий, порядочный, смелый и волевой человек, уход которого все мы восприняли как личную трагедию»…

Сильная воля всегда была одним из главных качеств отца. Уже прикованный к постели тяжелой болезнью, он продолжал работать. Каждый день я видела, каких физических страданий стоит ему садиться за письменный стол и удерживать ручку. Когда сидеть он уже не мог, начал диктовать. Однако и говорить становилось все тяжелее. Это была смертельная схватка бесконечно волевого человека с неизлечимым недугом: кто кого? Болезнь приносила ему все новые и все более тяжкие страдания, делая не только работу – саму жизнь практически невозможной. Однако он не проиграл эту схватку: отец закончил диктовку своей последней книги, и, лишь когда была поставлена точка в последней главе, потерял сознание. Меньше чем через сутки его не стало…

Книги Л.В. Лескова, изданные в последние годы жизни, носят, прежде всего, философский, нежели чисто технический характер. Такова и книга, которую вы сейчас держите в руках. Как и многие крупные ученые современности – такие, как Циолковский, Вернадский, Чижевский, Налимов, Моисеев, — профессор Лесков использовал хорошо знакомый ему язык математики и физики для философского осмысления действительности. Именно такой подход свойственен концепции русского космизма, продолжателем которого был ученый.

Отец был большим, неординарным ученым. Он глубоко интересовался многими вопросами – космологией, проблемами освоения космоса, историей, футуросинергетикой, был одним из основных разработчиков нового философского направления – синергизма, разработал оригинальную мэон-биокомпьютерную концепцию, пользующуюся сегодня большим интересом научного сообщества, старался разобраться в таких спорных направлениях современной науки как торсионная физика… Обо всем этом можно прочесть в его книгах. Но для меня он был, прежде всего, бесконечно добрым и самым близким человеком, и, думая о нем, я понимаю, что истинная доброта воспитывает лучше всякой строгости. Он был преданным другом и любящим мужем, человеком, никогда не предававшим и не подводившим близких людей. Товарищи у него остались еще с университетской скамьи, сослуживцы знали его почти полвека, со своей женой, моей мамой Людмилой Ивановной Лесковой, он прожил 52 года, перед смертью успев сказать ей, что был с ней бесконечно счастлив.

Как жаль, что его больше нет. И как хорошо, что он был.

Наталия Лескова.