Лесков Л.В. — Пять шагов за горизонт

Содержание

Предисловие

Шаг первый. Раскрытие тайны Пустоты

I.1. Суждения старых философов о Ничто
I.2. Слово берут теологи
I.3. Научное открытие пустоты
I.4. От Ньютона к Эйнштейну
I.5. Физический вакуум
I.6. «Вакуумное море» Поля Дирака
I.7. «Фитонное море» А.Е. Акимова
I.8. Возникновение фитонных ансамблей
I.9. Квантовая структура фитонов
I.10. Как «фитонное море» проявляет себя
I.11. Слово берут экспериментаторы
I.12. Теория квантового вакуума
I.13. Торсионная физика
I.14. Вакуумный океан энергии
I.15. «Вечный двигатель» реален
I.16. Почему горят звезды?
I.17. Семантика квантового вакуума
I.18. Ничто, которое Все

Шаг второй. Эволюционная триада

Шаг третий. Физика ума

III.1. Что такое сознание?

III.2. О том, чего не может быть, но что существует
III.3. Мэон-биокомпьютерная концепция
III.4. Термодинамика сознания
III.5. Социоглюонное поле
III.6. В свете новой парадигмы

Шаг четвертый. Будущее человека

IV.1. Будущее человека: стагнация или эволюция?
IV.2. Биосфера и ее реакция на агрессор
IV.3. Не может ли человек создать себе конкурента?
Шаг пятый. Загадки внеземного разума

V. 1. Системные модели космических цивилизаций

Астросоциологический парадокс
Поиск внеземного разума по-научному
Как искали внеземной разум
Что такое оптимальный канал космической связи?
Что такое космические цивилизации?

V.2. Виртуальное пространство эволюции КЦ

Принципы технологической эволюции
Энергетика космических цивилизаций
Системы обработки информации и управления
Самоорганизация разумной жизни

V.3. Закономерности техноэволюции

Движущие силы эволюции КЦ
Правила отбора фазовых траекторий эволюции
Динамика техноэволюции

V.4. Посттехнологическая эволюция

Стохастические модели эволюции КЦ
Метанаучная эволюция
Метацивилизации
Конструирование обитаемых миров. Сага о Демиурге

V.5. Системные модели контакта

Критерии эффективности контакта
Принцип дополнительности и семиотика контакта
О стратегиях контакта
Модель индуцированного контакта

V.6. Системная модель космического Разума

Литература
Заключение

Аннотация

В работе рассматриваются современное состояние исследований проблемы квантового вакуума и ее значение для современной картины мира. Выполнен анализ научных и технологических следствий из основных принципов физики квантового вакуума, включая вопросы нетрадиционной энергетики, эволюции жизни и фундаментальных протоструктур сознания, поиска космических цивилизаций.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, не имеющих специальной научной подготовки.

Current state of the quantum vacuum investigations and their importance for the contemporary world outlook has been examined. The analysis of the scientific and technology results from basic principles of quantum vacuum physics including nontraditional fundamental protostructures of the energetic questions, life evolution and consciousness, search of extraterrestrial intelligence has been conducted.

The book is intended for the broad range of readers without special science background.

Предисловие

На рубеже XX и XXI в. многие авторитетные ученые пришли к выводу, что наука постигла основные тайны мироздания и теперь ей предстоит либо погрузиться в пустые абстракции и заняться шлифовкой старых теорий, либо перейти к решению практических инженерных задач. Американский ученый и журналист Джон Хорган, озабоченный этой ситуацией, взял на себя труд обсудить эти вопросы с большим числом ведущих западных ученых.

Список его собеседников производит сильное впечатление. Среди них физики С. Глэшоу, С. Вайнберг, Э. Виттен, Дж.Уилер, Д. Бом, Р. Пенроуз, Х. Бете, С. Хокинг, А.Д. Линде, философы К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, Н. Хомский, биологи Ф. Крик, Д. Эдельман, Д. Экклз, Л. Маргулис, К. Кох и еще многие другие. Результаты этих очень интересных бесед Хорган обобщил в книге, которой дал весьма симптоматическое название: «Конец Науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки».

Подводя итоги своему труду, Хорган пишет: «Что будет после того, как человек придет к Ответу? Есть нечто ужасное в мысли о том, что наша способность удивляться может исчезнуть раз и навсегда, и причиной этого будет наше знание».

К этому мнению Хоргана и его высокоученых собеседников можно добавить только одно: в действительности положение окажется намного более ужасным, чем это может показаться, если иметь в виду лишь эволюционный потенциал Науки самой по себе. Дело в том, что рубеж ХХ и XXI веков отмечен и другой, причем еще более грозной приметой: плохо контролируемая техногенная деятельность поставила человечество на грань глобальной катастрофы, следствием которой может оказаться схлопывание экологической ниши, которую на Земле занимает биологический вид Homo sapiens. 11

История предъявила человечеству суровый вызов. Судьба рода людского будет зависеть от того, удастся ли найти на этот вызов адекватный отклик и отыскать способ перехода к сценарию устойчивого развития. И главное слово здесь должна сказать наука. Но что будет, если она уже сказала все, что ей было дано?

Мне не хочется нагнетать страхи дальше, скажу одно: я не согласен с теми, кто разделяет мысли Хоргана. Вот простой довод в пользу иной точки зрения: есть немало вопросов, фундаментальных для уяснения картины мира, убедительных ответов на которые наука пока так и не дала. Вот некоторые из этих вопросов:

— Какие процессы и почему привели к возникновению Вселенной при Большом Взрыве?

— Возможно ли получение энергии на принципах, радикально отличных от тех, которые известны ныне?

— Как произошла жизнь и какие закономерности определяют ее развитие?

— Что такое сознание?

— Возможна ли эволюция вида Homo sapiens?

— Может ли быть создан искусственный аналог человеческого разума?

— Существует ли жизнь вне Земли?

— Почему молчат наши космические братья по разуму?

Не существует никаких запретов на поиск ответов на эти вопросы. И следовательно, нет оснований считать, что наука завершила свою исследовательскую программу и овладела основными истинами. Но как заглянуть за ту грань, за которой лежит океан непознанного?

Есть один хорошо известный феномен, который на протяжении уже двух с половиной тысяч лет вызывает в ученом сообществе, быть может, наиболее яростные споры, но до сих пор упорно продолжает хранить многие свои тайны. Имя этому феномену Пустота (vacuum — на латыни, maeon — по-гречески). Ответ на многие из тех вопросов, которые до сих пор остаются в значительной мере загадочными, надо искать именно здесь, в удивительных и парадоксальных свойствах этого феномена, раскрытие которых всегда оказывалось делом необычайно трудным.

Но всему приходит конец. Можно считать, что нам повезло: к концу ХХ в. удалось совершить прорыв в области исследования фундаментальных свойств Пустоты. При этом стало ясно, что со многими их тех вопросов, перечень которых мы привели выше, 12 эти свойства связаны непосредственно. Стало ясно и другое, практически, быть может, еще более важное: раскрытие тайн Пустоты открывает дорогу разработке принципиально новых высокоэффективных и экологически чистых технологий. Не на этом ли пути найдет человечество действенные средства избавления от грозного глобального кризиса? Вполне вероятно, что именно по этому технологическому сценарию пойдет история XXI в.

Но дело это новое, к тому же во многих отношениях еще и спорное. Мало у кого есть хотя бы отчасти ясные представления по этим вопросам, которые, как представляется, окажутся судьбоносными для грядущих судеб человечества. И заметим — для России в первую очередь.

Популярному рассказу об этих проблемах и посвящена эта книга. Автор старался писать ее так, чтобы ее смогло понять как можно больше читателей. Кроме того, ему хотелось заглянуть за горизонт ныне достоверно известного как можно дальше — но при этом нигде не выходить за рамки дозволенного научной методологией. Насколько удачно ему удалось справиться с этими задачами, судить читателям.

Заключение

Начиная путешествие в сторону того океана Неведомого, который простирается за границами современной научной парадигмы, мы выбрали в качестве путеводной звезды загадочный феномен, который во все времена вызывал яростные споры. Этим феноменом была Пустота. Дальнейшее показало, что мы сделали правильный выбор: на всех пяти островах, возле которых мы делали остановки, мы смогли обнаружить немало интересного.

Подводя итоги увиденного, надо выделить то главное, что нам удалось обнаружить и что, как оказалось, проходит красной нитью через все пять наших остановок. Речь идет об универсальном космологическом поле.

Фундаментальная основательность открытия этого поля состоит в том, что оно фактически представляет собой сверхтонкую, невидимую и внешне никак не ощущаемую информационную сеть, которая связывает весь наш мир и все, что происходит в нем, от субмикроскопических движений элементарных частиц до столкновения галактик, в структурно целостную, иерархически организованную систему, развивающуюся по единым закономерностям эволюции. Это поле, таким образом, напоминает Интернет, но отличается от него, во-первых, масштабами, охватывая всю Вселенную, а во-вторых, функционально, т.к. обеспечивает не только обмен информацией, но и контроль над всеми процессами эволюции.

Впрочем, открытие этого поля нельзя считать чем-то совершенно новым: о его существовании проницательные мыслители древности догадывались еще тысячелетия назад. Античная философия была пронизана идеями пантеизма, абсолютного космологизма, восприятия космоса как высшей реальности, которая определяет ход всех событий в подлунном мире. Эти идеи получили свое отражение и в трудах христианских теологов, которые придали им форму учения о мистическом Слове к святой Софии. Вера во всесилие космического фатума была характерна и для восточной философии.

Но мы говорим не о догадках мудрых философов, а о позитивном знании, основанном на надежных экспериментах. Именно массив экспериментальной информации, полученной на основании строго научной методологии, служит каркасом нашей концепции космического триединства «семантически насыщенные протоструктуры квантового вакуума (МЭОН) — торсионное поле — материальные объекты живой и неживой природы».

Теоретики любят говорить, что в мире ничего не происходит, кроме искривления и кручения пространства — времени. И это, конечно, верно, но только это такая игра геометрии, которая превращает весь наш мир в целостную, семантически объединенную тонкими коммуникационными связями энергоинформационную систему. Все в нашем мире связано со всем. Эти связи нелинейны и активно обнаруживают себя главным образом в зонах бифуркаций, где фундаментальную роль начинают играть слабые воздействия. Эту активность можно интерпретировать как семантическое давление, подталкивающее ход эволюционных процессов в направлении оптимальных паттернов, а в жизни человека как просветляющие вспышки озарения, инсайта, интуиции.

Открытие универсального космологического поля ведет к формированию новой научной парадигмы. Здесь еще не все ясно, многое носит пока гипотетический характер. Но общие контуры этого нового фундаментального знания о мире обозначены достаточно ясно, ясна и та программа, которая должна составить основу продолжения исследований в этом перспективном научном направлении.

Принимая эту новую парадигму, можно утверждать, что фундаментальными свойствами нашего мира являются нелинейность и системная цельносвязанность. Для нас практически это означает осознание того факта, что наша жизнь неизбежно протекает в ритмах бифуркаций. А потому извечная коллизия индивидуальной свободы и необходимости разрешается принятием постулата о понимании свободы как возможности выбора оптимума из спектра постбифуркационных виртуальных альтернатив. И следовательно, принятием второго постулата — о нравственной ответственности за этот выбор.

В этом нелинейном и цельносвязанном мире нет места для своеволия индивидуализма, для всеистребляющего потребительства и всесокрушающего титанизма. Здесь все согласовано со всем. Любые попытки нарушить гармонию приходится оплачивать высокой ценой. А потому единственно рациональным условием благополучного существования в этом мире является принятие ноосферного мировидения и следование ноэтическим принципам поведения.

Принятие этой новой идеологии, следующей из новой парадигмы, хорошо оплачивается: новое позитивное знание в сочетании с ноэтическими принципами открывает путь к новым технологиям. И, как мы видели, движение по этому вдохновляющему пути уже началось. Успехи в области инновационных технологий — окончательное и наиболее весомое свидетельство в пользу новой парадигмы. Ведь еще современник Декарта Марен Мерсенн говорил: понимать — значит уметь делать.

Остается вопрос: не обладает ли нелинейная и цельносвязанная Вселенная также и третьим, столь же фундаментальным свойством — целенаправленностью? Не действует ли в ней фактор, который Пьер Тейер де Шарден называл вихрем космической интерьеризации? Достаточно ясно, что поднимая эти вопросы, мы по существу приходим к гипотезе о Космическом Субъекте.

Движение в этом направлении подводит нас к той границе, которая разделяет научное и религиозное мировоззрение. В последнее время появилось немало авторитетных ученых, которые не без скрытого удовольствия легко пересекают эту границу и начинают вести разговоры о некоем новом подходе, который наконец-то якобы объединяет научный и религиозный взгляды на мир. Согласиться с этой точкой зрения нельзя: научные и религиозные представления о мироздании основаны на различных, причем несовместимых критериях истины.

У нас есть возможность обсуждать проблему Космического Субъекта, полностью оставаясь в рамках научной методологии. Основанием для этого служит тот анализ проблемы существования и эволюции космических цивилизаций, которому посвящена заключительная, пятая часть нашей книги. Проведенный там разбор аргументов позволяет считать гипотезу о Космическом Субъекте, или Коллективном Мировом Разуме, достаточно обоснованной. Остается, казалось бы, «немногое» — установить наконец с ним прямой информационный контакт. На основании материалов, рассмотренных в книге, у нас есть немалые надежды на успех в этом деле.

В ожидании этого успеха можно считать космологическую парадигму миропредставления тернарной: в качестве третьего фундаментального свойства Вселенной следует признать фактор разумности. Какое место сможет занять человек в системе этого нового гипотетического мироздания? Если судить по тем предварительным знаниям по этим проблемам, которыми мы располагаем к настоящему времени, это место будет вполне достойным. И что самое главное, перейдя на эти новые позиции, человек сможет значительно повысить устойчивость собственного гомеостазиса, и существенно расширить его границы. Если это действительно произойдет, то земная цивилизация войдет в качестве полноправного участника в то Великое Космическое Кольцо, о котором писал в своем фантастическом романе «Туманность Андромеды» мудрый писатель и ученый Иван Ефремов.

Центральное место в той парадигме, обоснованию которой посвящена эта книга, занимает постулат об универсальном космологическом поле. Эрвин Ласло, написавший по проблемам этого поля несколько книг, одну из них — «Шепчущий пруд» — закончил стихотворением, посвященным этой теме. Завершая наши беседы, мне хочется последовать его примеру и воспроизвести это стихотворение в вольном переводе, который сделала моя дочь Н. Лескова:

Парус беспечный со мной по спокойному морю плывет.
Можно гадать,
кто же там, за туманом живет.
Тонкая нить на воде
отмечает наш призрачный путь.
Мы тут одни —
или есть на земле кто-нибудь?

Шепчет волна,
образуя зеленый прибой:
ты не один,
все на свете едино с тобой.
След мой и твой
Неразрывно переплетены.
Там, за туманом
плывут и плывут корабли

Воды кишат
отражением их бытия.
В каждом из них
есть частица моя и твоя.
И разобщенность — иллюзия,
словно туман,
скрывший весь мир от тебя,
но на миг, капитан!

Всех нас роднит бесконечная власть бытия.
Ей мы послушны — и море, и парус, и я.